Камбоджа: краткий тургид. Поехать в Камбоджу.

Тур в Камбоджу:

ЛАОС, КАМБОДЖА, ТАИЛАНД«Истоки рисовой цивилизации»

 

Храм Вишну (Ангкор Ват)Камбоджа (официальное название страны Короле́вство Камбо́джа) - небольшое государство в Юго-Восточной Азии, на юге полуострова Индокитай, со столицей Пномпень. Площадь — 181 тыс. км². Население — около 14 миллионов человек; свыше 80 % — кхмеры. Официальный язык - кхмерский (камбоджийский), распространён также французский язык. Форма правления - конституционная монархия, глава государства — король. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Национальная ассамблея и Сенат). На востоке граничит с Вьетнамом, на севере — с Лаосом, на северо-западе — с Таиландом. Эта сухая информационная сводка конечно не мотивирует к отдыху в Камбодже, для человека любознательного Камбоджа - интригующая тайна.

В настоящее время Камбоджа преемник империи Кхмеров, которая в период Ангкора с IX по XV века являлась культурным и экономическим центром Юго-Восточной Азии. Она занимала территорию большую, чем нынешние Вьетнам, Лаос и Таиланд.
Камбоджа, по словам К. Генша, «страна, много накуролесившая в XX веке» и только недавно ставшая безопасной для туризма. Этим и стоит воспользоваться, тем более что Камбоджа – колыбель древней цивилизации, волею судеб пережила самый жестокий коммунистический эксперимент в истории. Поэтому неудивительно, что Камбоджа полна контрастов: это и страна низких цен на траву и секс, но с другой стороны, родина всемирного культурно-исторического бренда Ангкор-вата – руин столицы кхмерской империи IX-XV веков. Руины Ангкора входят в тройку наиболее значимых буддистских комплексов в Южной Азии наряду с Боробудуром (Индонезия), Баганом (Мьянма). На планете существует не много исторических мест сравнимых по великолепию с Ангкором, разве что Пирамиды Гизы или Мачу Пикчу.

Однако, самостоятельное путешествие по Камбодже, в отличие от Таиланда может быть осложнено, т.к. междугородный рейсовый транспорт, инфраструктура для туристов отсутствует, исключая крупные города. Кхмеры – это не тайцы, им не до улыбок, они заняты выживанием. Банкоматы на каждом углу здесь не стоят, жители на английском не говорят и карты купить сложно, поэтому предпочтительно забронировать организованный отдых в Камбодже. 
 

География: 

Берега озера Тонле СапНа западе и северо-западе Камбоджа граничит с Таиландом (длина границы 803 км.), на севере - с Лаосом (541 км.), на востоке - с Вьетнамом (1 228 км.), юго-западные берега омываются водами неглубокого Сиамского залива, в котором находится несколько принадлежащих Камбодже островов (Танг, Принг, Конг и другие). Площадь страны - около 181 тыс. кв. км.

Две топографические доминанты Камбоджи – река Меконг, которая достигает почти 5 км в ширину, и озеро Тонле Сап. Озеро Тонле Сап является самым большим в Юго-Восточной Азии и снабжает рыбой и водой для ирригации едва ли не половину населения Камбоджи. Озеро соединено с Меконгом 100 – километровым каналом. В сезон дождей (с середины мая до начала октября) уровень воды в Меконге повышается, и через канал вода течет на северо-запад, впадая в озеро Тонле Сап. В течение этого периода площадь озера увеличивается с 2500 км2 до 13000 км2, а максимальная глубина с 2,2 м до более чем 10 м. Разлив Меконга создает хорошие условия для рыболовства. При подъеме воды рыба устремляется в озеро на нерест, при спаде же воды озеро превращается в богатейшее рыбное угодье. Этот экстраординарный процесс делает озеро одним из величайших в мире по запасам пресноводной рыбы.

В центре Камбоджи, вокруг озера Тонле Сап и верхней дельты Меконга расположена равнина, где живет большинство населения страны. Полоса ила, наносимая ежегодно Меконгом, используется под посевы хлопчатника и табака. Здесь же сеют кукурузу, кунжут. Зона рисовых полей, расположенная выше затопляемого центрального района страны, является житницей государства и охватывает провинции Батам-банг, Кампонг Чам, Такео, Кампонг Том.

На юго-западе расположена область нагорья, сформированная двумя блоками: Кравань (Кардамоновы Горы) в юго-западной области Баттамбанга и Поусата; и Слоновьи Горы в областях Кампонг Спы, Кох Конг и Кампот. Самый высокий пик Камбоджи – Пном Ораль (1813 м над уровнем моря).

Страна представляет собой как бы чашу, дном которой служит огромная равнина, являющаяся бассейном сложной и, в общем, уникальной гидрологической системы, образованной Меконгом и озером Тонле Сап. Стенки чаши – поросшие джунглями разных типов, малонаселенные горы: Кардамоновые на западе, Слоновьи на юге, Контум на востоке и Дангрек на севере. При этом между горными отрогами располагаются участки влажной азиатской саванны. Морская береговая линия страны сильно изрезана и большие площади на ней занимают мангровые леса и болота.

Камбоджа обеспечивает себя марганцем, медью, вольфрамом, свинцом, оловом, гравием, песком, мрамором. В настоящее время найдены большие запасы нефти и природного газа.  Основные месторождения драгоценных камней находятся около города Пайлин (провинция Баттамбанг). Наиболее ценные из них – сапфиры, которые относят к высшей категории по мировой классификации. На втором месте стоят рубины. Там же добывают циркон.

Климат: 

Камбоджа находится в зоне тропического климата. Погода в Камбоджи определяется двумя муссонами, которые регулируют сельскохозяйственную жизнь. Холодный и сухой северо-восточный муссон дует с ноября по февраль. На этот период приходятся самые «прохладные» месяцы (декабрь и январь). С мая по октябрь юго-западный муссон несет сильный ветер и обильные дожди. Таким образом, в году два сезона - сухой и дождливый. Дождливый сезон начинается в мае-июне и продолжается до октября. Самые дождливые месяцы июль, август, сентябрь.

Среднегодовая температура варьирует от +25С до +40С. Самые жаркие месяцы - март, апрель, май. В декабре, январе, феврале, начале марта - самая нейтральная погода, дождей нет, температура +30 - +35С. Жаркий и влажный климат Камбоджи благоприятен для выращивания сельскохозяйственных культур, а обилие тепла позволяет снимать два-три урожая в год.

Флора и фауна: 

Рисовые чекиТипичный пейзаж для Камбоджи - рисовые поля с островками сахарной и на юге кокосовой пальмы, обозреваемый из окна автомобиля, может создать неправильное представление об однообразии природы и высокой степени освоенности земель Камбоджи. На самом деле, особенностью камбоджийской природы является, как ни странно для этого региона, ее сохранность. Это, пожалуй, последняя страна в Индокитае, где сохранились значительные по площади участки первичных тропических лесов и южно-азиатские саванны. Леса занимают около половины территории Камбоджи, произрастая в основном на горных склонах, нагорьях и плато. Выделяется несколько типов лисов:

1) частично или полностью листопадные леса произрастают на Центральном плато, на склонах Танкина, на горах Дангрек, на западных склонах Кардамоновых и Слоновых гор. В древесном ярусе этих лесов преобладает шелковая акация, тектона (тик), железное дерево, стеклянное дерево, диптерокарпусы;

2)  дождевые вечнозеленые тропические леса произрастают на западных и южных склонах Кардамоновых и Слоновьих гор. В древесном ярусе преобладает большое разнообразие фикусов, черное дерево, лаковое дерево, сандал, камфорное делево, диптерокарпусы, пальма кариота;

3) приморские вечнозеленые леса растут на горных склонах побережья и на островах;

4) бамбуковые леса встречаются в тесных долинах между горными отрогами;

5) мангровые леса занимают дельты рек бассейна Южно-Китайского моря, мелководные заливы и приливоотливные зоны.

Кроме лесов в Камбодже сохранились азиатские саванны и саванные редколесья составленные диптерокарповыми, рододендронами, некоторыми видами акаций, бамбуков и высокостойным  разнотравьем.

Камбоджа стала местом концентрации некоторых уникальных представителей дикой фауны полуострова Индокитай, которые сами по себе являются интересными туристическими объектами. В первую очередь это три вида крупных диких лесных быков: бантенг, гаур и купрей.  Бантенги и гауры более распространены, и их можно встретить на границе горных ждунглей и редколесий в Южной Камбодже, в частности, на границе первичных джунглей и соснового редколесья в национальном парке Кирирум. Купрей наиболее редок и встречается лишь в труднодоступный районах плато Контум.
В первичных лесах встречаются дикие азиатские слоны. Их популяция в Камбодже довольно стабильна.  Уникальные представители фауны, такие как олени, тигры, азиатский леопард, дымчатый леопард, кошка-рыболов, азиатская золотая кошка, малайский медведь бентуронг (самый крупный хищник из семейства виверровых, дальний родственник мангуста), панголин и др., ведут скрытый образ жизни с преобладанием ночной активности, и увидеть их в природе очень трудно. Однако в сорока километрах от Пномпеня расположен зоопарк Пном Тамау, где представлены все эти животные.

Длиннохвостые макаки в Ангкор ВатеВ Камбодже насчитывается 8 видов приматов – это три вида макак (самый распространенный из них – яванский макак, встречается в черте городов, в частности, в парке пагоды Ват Пном в Пномпене), два вида лангуров (т.н. тонкотелые обезьяны), три вида гиббонов и два вида лори (ночные полуобезьяны). Увидеть этих животных в природе трудно, но возможно. Например, стаи лангуров можно наблюдать в затопленных лесах и зарослях озера Тонле Сап с августа по ноябрь. Гиббонов увидеть довольно трудно, т.к. они живут высоко в кронах деревьев, в первичных горных джунглях, не спускаясь на землю. Эти обезьяны обладают удивительным голосом, напоминающим отчасти звук сигнальной сирены, но довольно мелодичным. Их можно услышать, стоя на обрыве около пагоды Сомпау Прам в национальном парке Пном Бокор. Группа гиббонов практически ежедневно проходит под этим обрывом в период с 8 до 10 часов утра. При наличии бинокля обезьян можно и рассмотреть подробнее. Гиббоны встречаются также и в национальном парке Кирирум, где они рано утром (приблизительно с 6 до 8 часов) выходят в сосновое редколесье на северной границе с джунглями.

Большой интерес представляют популяции водных и околоводных птиц на озере Тонле Сап. В частности, это различные ибисовые, журавли, азиатские марабу и многие другие.

Еще один интересный объект – пресноводные дельфины, обитающие в Меконге. Их можно видеть во второй половине сухого сезона (февраль – май) в заводях и притоках Меконга, в провинциях Крачех и Стынг Тренг. Эти дельфины условно считаются разновидностью иравадийского дельфина, живущего в морской прибрежной зоне и заходящего в реки. Однако сейчас, учитывая изолированность данной популяции от моря и ряд других признаков, стоит вопрос о присвоении ей самостоятельного видового статуса.

Из ядовитых змей в Камбодже  водится по крайней мере 6 видов. Это три вида настоящих кобр (очковая, моноклевая и сиамская), королевская кобра, ленточный крайт и малайский щитомордник. Первые пять видов относятся к семейству аспидовых, и их яды самые опасные, т.к. обладают нейротоксическим действием и приводят к блокировке дыхательного центра. Но  благодаря особенностям биологии этих животных вероятность встречи с ними крайне мала. Шестой вид – малайский щитомордник – принадлежит к семейству ямкоголовых гадюк. В его яде преобладают гемотоксины гемолитического действия. Укусы этой змеи опасны и вызывают тяжелую интоксикацию и местные поражения, но, как правило, не смертельны. Этот вид живет и в антропогенной зоне, в том числе на окраинах городв, в парках и на озелененных территориях. По статистике максимальные число укусов приходится именно на него. Но достаточной мерой предосторожности является простое хождение по асфальту в темное время суток (днем встреча с этой змеей практически невозможна).

Наиболее известные национальные парки Камбоджи – это Пном Бокор, который занимает плато на высоте 1000 метров в Слоновьих горах на южном побережье; Рием – включает часть моря и находится недалеко от Сиануквиля; Кирирум – в 112 км от столицы; Вирчай – самый большой парк королевства.

Население: 

Кхмерский мальчикПо разным оценкам 85-90% всего населения страны составляют кхмеры (камбоджийцы), проживающие главным образом в центральной низменной части Камбоджи. Каждый, побывавший в Камбодже, легко отличит кхмера от вьентамца или китайца.  У кхмеров не такие прямые, нередко слегка вьющиеся волосы, смуглый цвет лица, широкий нос, полные губы. В основном кхмеры красивая нация. Мужчины невысокие, мускулистые. Женщины похожи на апсар с барельефов Ангкора – те же округлые груди, тонкая талия, широкие бедра и мягкая улыбка хорошо очерченных полных губ. В городах, в долине р. Меконг и вокруг озера Тонле Сап живут вьетнамцы (около 5%), китайцы (около 3%), а также чамы и малайцы; на северо-востоке - горные кхмеры: куй, мнонги, стиенги; на востоке - лао, а также немного французов (в городах). Китайцы имеют боль­шое влияние на внутреннюю эконо­мику страны. Многие из них переняли культуру, язык и образ жизни кхмеров. Большинство из них прибыло в Камбоджу нелегальным путем, так что официальная их численность явно занижена.

В настоящее время только 15% населения страны живет в гордах. Уровень смертности в Камбодже является одним из самых высоких в Азии из-за бедности и болезней. Высока детская и материнская смертность.

Общество Камбоджи является очень традиционным. Оно ценит институт семьи и роль религии в регулировании жизни. Подрастающее поколение не желает вспоминать трудности родите­лей и останавливаться на болезненном прошлом. Они больше не разделяют ценности, которые культивирует стар­шее поколение. Но все-таки общество остается более традиционным, чем общество соседних Таиланда и Вьетна­ма. При посещении страны необходи­мо с эти считаться.

Религия: 

Буддийские монахи в ПномпенеНаиболее распространенной религией в Камбодже является буддизм южной ветви – хинаяны (тхеравады), который до 1975 года был государственной религией и его исповедывало 93% камбоджийцев, сейчас по оценкам около 85% населения страны.

Однако исторически буддизм тхеравады длительное время был на втором плане, уступая буддизму махаяны и индуизму.

С конца XII века после кончины Джаявармана VII влияние индуизма, а затем и буддизма махаяны, заметно падает, и к концу XIII века буддизм тхеравады становится господствующей религией. Это направление буддизма в большей степени отвечало запросам феодального общества.

Буддизм тхеравады - основа культуры и менталитета Камбоджи, однако коммунисты Пол Пота "поработали хорошо, и такого почитания, как в соседних западных странах (Таиланде и Мьянме), здесь нет. С 1975 по 1979 год в период красных кхмеров большинство камбоджийских буддистских монахов было убито, или отправлено на перевоспитание. Храмы почти всей страны (более 3000) были повреждены или разрушены.

В конце 80-х буддизм был снова назван государственной религией.

Государственное устройство: 

Форма правления – конституционная монархия. Король – Нородом Сиамуни (правит с 2004 года), премьер-министр – Хун Сен (с 1992 года). Премьер-министра выбирает парламент, состоящий из Национальной ассамблеи (122 места) и Сената (61 место).

Вглубь истории: 

Территорию современной Камбоджи издавна населяли кхмеры - предки нынешних камбоджийцев. По легенде, кхмеры произошли от связи дочери короля нагов - змей-драконов, живших в этих местах, и пришедшего сюда индийского брахмана. Кхмерская культура очень схожа с индийской.

Период Бапном. Первым крупным государством на территории современной Камбоджи в период I-VI века было Бапном (Ba Phnom – гора, холм) со столицей Вьядхапура (пер. город охотников) и располагалось к югу от Пномпеня, в низовьях реки Меконг.

Разные источники считают, что Бапном – результат своеобразной индийской колонизации народа, населявшего прибрежные территории нынешней Камбоджи.  Население древнего Бапнома возводило примитивные ирригационные сооружения, позволявшие осушать и засевать заболоченные земли дельты Меконга, строило большие морские суда, изготавливало ткани из хлопка. Материальной основой возникшего государства были земледелие (рисовые и бобовые поля) по берегам Меконга и озера Тонле Сап и ремесленное производство (глиняные и металлические изделия).

Период Ченлы. К VI веку Бапном приходит в упадок, а на севере крепнет прежде зависимая от него Ченла (Chenla) с центром на территории современного Лаоса. В середине VI века один из членов правящей семьи Бапнома, Ишанаварман I, стал править в Ченле, на родине его жены. Он напал на родной Бапном, покорил его, объединив под своей властью оба эти государства. Борьба Ченлы против Бапнома была не борьбой одного государства против другого, а борьбой двух частей одного и того же государства. После этого слияния и начала образовываться единая страна кхмеров, а Ишанавармана I можно считать ее основателем.

Ишанаварман был царем-воином и в отличие от царей Бапнома стремился не к господству на морских путях, а к территориальному расширению государства. Он переносит столицу в район Тонле Сап и называет ее Ишанапурой, положив таким образом начало освоения этого района, которому суждено было стать впоследствии экономическим и политическим центром мощной Ангкорской империи.

Основой Ченлы оставалось земледелие на базе искусственного орошения. Социальная структура сочетала в себе рабовладельческий и феодальный строй. Политическое же единство Ченлы было непрочным. Непрерывные междоусобицы, в конечном счете, привели в начале VIII века к разделу на два самостоятельных государства – Ченла Воды (со столицей в Ангкор Борей) и Ченла Земли (со столицей в Самбо Прей Кок). Ченла Земли просуществовала до X века, а Ченла Воды постепенно распалась, попав в подчинение яванской династии.

Ангкорская империя Камбуджадеша. В начале IX века на территории Индрапуры, одного из районов бывшей Ченлы Земли, начинается создание империи Камбуджадеша с центром в районе Ангкора. История могущественного и развитого государства в Юго-Восточной Азии охватывает период с конца VIII до середины XIV веков.

В X-XIII веках Камбожда как государство играло одну из ведущих ролей на Индокитайском полуострове. В середине XII века в его состав, кроме нынешней Камбоджи, входили Южный Вьетнам, Лаос и почти вся территория современного Таиланда. Столицей этого государства был город Ангкор (Angkor). Кхмерские короли, считавшие себя равными богам, не жалели ни сил, ни средств на украшение своей столицы, возводя там многочисленные храмы и дворцы.

Ранний период истории связан с Джаяварманом II (802-854 гг. правления), основавшим новую династию и объединившим кхмерские земли. Он взял под контроль Камбоджу путем альянсов и захватов, избавившись от яванского подчинения. В результате в 802 году на священной горе Пном Кулен (северо-восточный Ангкор) он провозгласил независимость своего государства, провел брахманский ритуал и впервые освятил культ дэва-раджи Бога-Царя. Согласно мифологии, сам Шива, один из главных индуистских богов, вручил царю лингам – камень в форме фаллоса, символизирующий божественную энергию. По установившейся традиции, каждый царь в период своего правления должен был построить собственный храм для помещения в него лингама – символа его личной власти и божественной силы. После смерти правителя храм становился его же усыпальницей.

В царствование Индраваомана I (877-889) были завершены замыслы основателя Ангкорской династии. Он сумел объединить под своей властью всю долину Меконга и начал сооружать в районе Ангкора систему ирригации земель, ставшую основой земледелия и быстрого экономического развития страны. При нем же начало зарождаться ангкорианское искусство со строительством храмов на территории Ролуоса.

Его сын, Ясоварман (889-910), перенес королевский дворец в Ангкор, основав храм на вершине Пном Бакхенга, а также продолжал строить грандиозную ирригационную систему.

Датой окончания процесса объединения кхмерских государств в Ангкорскую империю принято считать середину X века. К XI веку империя Камбуджадеша вновь стала терять контроль над всей своей территорией. Но Суряварман II (1113-1150), как и Джаяварман II двумя веками раньше, путем военных действий и мирных переговоров, снова объединил государство. Он присоединил королевство Лопбури (часть территории нынешнего Таиланда), а также распространил свою власть на всю Камбоджу. В результате завоевательных походов Сурьявармана II территория его империи значительно превосходила площадь современной Камбоджи.

С конца XIII века начинается ослабление государства, неуклонно сокращается его территория. Некоторые историки придерживаются точки зрения, что падение империи началось в то время, когда она была на пике строительного бума. Из-за создания сооружений, типа Ангкор Ват или Байон, казна несла огромные расходы. Еще тяжелее было простым людям, на чьи плечи ложилось основное бремя строительных работ. Другим важным аспектом является появление в империи сильного молодого государства – сиамской Аютайи. Под ее влияние наряду с соседями попала и Камбуджадеша. В 1431 году войска Сиама (государства - предшественника нынешнего Таиланда) захватили и разрушили Ангкор. С падением Ангкора закончился так называемый ангкорский период истории Камбоджи.

Новой столицей возродившегося вскоре камбоджийского государства стал Пномпень, находящийся примерно в 240 км к юго-востоку от Ангкора. Однако Ангкор остался символом былого могущества Камбоджи и сейчас на флаге Камбоджи присутствует изображение храма Ангкор-Ват.

Темные времена. Длительный период, пока Камбоджа не стала колонией Франции, был для ее, потерявшей все свое экономическое и военное могущество, эпохой бесконечных интриг, переворотов, заговоров и безнадежных попыток сохранить остатки территории в борьбе с более сильными соседями Сиамом и Вьетнамом.

С середины XVIII века Камбоджа фактически находилась в зависимости от Сиама и Вьетнама, которые присоединили к себе значительную часть территории, ранее входивших в состав камбоджийского государства. Так Вьетнам занял дельту реки Меконг, которая с тех пор становится частью Вьетнама, и сейчас мало кто знает, что вьетнамский город Хошимин (бывший Сайгон) когда-то был камбоджийским городом Прей-Нокор (Prey Nokor).

Колониальный период. В 1863 году Камбоджа попала под контроль Франции, которая в 1884 году превратила её в свою колонию, включив в состав Французского Индокитая. В течении 90 лет, с небольшим перерывом, Камбоджа являлась колонией Франции. Это был, несмотря на японскую оккупацию времен второй мировой войны, в целом спокойный и благотворный период в истории Камбоджи, в страну пришел европейский капитал и зачатки культуры.

Во время второй мировой войны с 1941 по 1945 год на территории Камбоджи находились японские войска. После войны Франция восстановила свой контроль над страной, однако в Камбодже развернулась борьба за независимость.

Правление Сианука. Все пошло вкривь и вкось с 1953 года, когда французы из Индокитая ушли и Камбоджа стала независимой.  Король Сианук в 1955 году отрекся от престола в пользу своего отца и заявил о желании строить буддийский социализм.  Он возглавил политическую партию и выиграл с ней выборы. Но все это лишь активизировало радикальную оппозицию, которую впоследствии с легкой руки Сианука весь мир узнал под именем «красных кхмеров». Это были молодые люди, поехавшие после второй мировой войны учиться в Париж, и вернувшись в Камбоджу в 50-х годах полные радикальных идей, они сразу заявили о своих претензиях на власть. Лидером являлся Пол Пот (настоящее имя – Салот Сар).

В марте 1970 года в стране произошел военный переворот. Король Камбоджи был свергнут, а страна - провозглашена Кхмерской республикой. В Камбодже развернулась гражданская война, в которую активно вмешивались США. В результате гражданской войны власть в стране в апреле 1975 года оказалась в руках "красных кхмеров", было образовано правительство Демократической Кампучии (Камбоджи), которое возглавил Пол Пот.

Режим красных кхмеров. Пол Пот – имя, приводящее в ужас камбоджийцев и не только их. Его правление ассоциируется исключительно с насилием и жестокостью. Даже после его свержения в 1979 году его тень не покидала страну. Пол Пота сожгли на костре из шин в 1998 году, хотя по некоторым данным он все еще жив.

Начало правления Пол Пота было объявлено Нулевым Годом. Страна была отрезана от внешнего мира, за исключением общения с Китаем, т.к. он оказывал помощь красным кхмерам. Сразу же цены на все товары были снижены в 100 раз, а когда товары были «сметены» с полок магазинов, деньги вообще отменили, а Национальный банк взорвали. После ликвидации денежного обращения и упразднения зарплаты торговля приобрела характер натурального обмена.

Города были объявлены вне закона. «Город – это сосредоточие контрреволюции, главная революционная сила – это крестьянство», - провозгласил Пол Пот. В связи с этим в течение 72 часов из Пномпеня и других городов под дулами автоматов было выселено 3,5 миллиона городских жителей. Только в ходе этого чудовищного эксперимента погибли от голода, жары и эпидемий несколько десятков тысяч человек.

Всеобщий хаос еще более усилился, когда власти приступили к переселению жителей из восточной части страны в западную. Всякая свобода личности, уважение элементарных человеческих прав отсутствовали. За малейшую провинность людей подвергали телесным наказаниям, а нередко убивали на месте, при этом изощренными садистскими способами. Учебные заведения были закрыты, а их здания превращены в тюрьмы и казармы. Не работали кинотеатры, телевидение. За 4 года своего существования у власти (1975-1978) кранные кхмеры путем тяжелых, зачастую бессмысленных работ, а также просто расстрелов ликвидировали по разным оценкам от 1 до 2 миллионов человек.

Экономическая политика Пол Пота сводилась к лозунгу «будет рис – будет все!». Хотя страна была превращена в огромный трудовой лагерь и велись круглосуточные принудительные работы, производительность труда была крайне низкой. Сельскохозяйственные машины практически не использовались, все делалось вручную. По свидетельству беженцев, в ряде районов Камбоджи в 1975-76 годах выдавалось всего 90-100 грамм риса на человека в сутки.

В 1975-78 годах в северных и восточных районах страны прокатилась волна восстаний. В результате появились освобожденный зоны, которые постоянно расширялись, туда приходили все, кто уцелел от террора. 2 декабря 1978 года был создан единый фронт национального спасении Кампучии во главе с Хенг Самрином. В конце декабря вооруженные силы фронта при поддержке Вьетнама развернули масштабное наступление по всей стране. В январе 1979 года вьетнамские войска вторглись в Камбоджу и заняли Пномпень. Режим "красных кхмеров" был свергнут, власть перешла в руки провьетнамского правительства. 10 января 1979 года была провозглашена народная Республика Кампучия. Однако отряды "красных кхмеров" развернули партизанскую войну против нового правительства. В борьбе с "красными кхмерами" самое активное участие принимали вьетнамские войска. Постепенно "красные кхмеры" были оттеснены в западные районы страны к границе с Таиландом. В 1989 году вьетнамские войска были выведены из Камбоджи.

Положение в стране постепенно нормализовалось. В 1993 году под эгидой ООН в стране прошли выборы, в результате которых в Камбодже была восстановлена королевская власть. Стране было возвращено прежнее название - Камбоджа. Однако "красные кхмеры" бойкотировали выборы и продолжали сопротивление, которое прекратилось лишь в конце 1998 года.

Достопримечательности: 

Археологический комплекс Ангкор

Бантей Срей - жемчужина кхмерской архитектуры построен из розового песчаника

Одна из основных целей путешествия в Камбоджу - это затерянное в джунглях восьмое чудо света, комплекс храмов Ангкор, включающий в себя: Храм Ангкор Ват (Angkor Wat), Храм Байон (Bayon), Храм Та Пром (Ta Prohm) и Храм Бантей Шрей (Bantey Srey). Археологические шедевры, разбросанные на территории площадью 200 кв. км, сравнимые по своему историческому значению разве что с египетскими пирамидами, заросли джунглями за четыре столетия отсутствия людей и были обнаружены европейцами только в XIX веке. Хотя, говорят, монахи никогда не покидали затерянный город.

Всего здесь сохранилось около 100 дворцов и храмов. В 1992 году Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.

Ангкор Тхом ("Большой Город") - цитадель города, его центральная часть, построен во времена Джаявармана VII (1181-1210 гг.) после того, как в 1181 году Ангкор был взят и разграблен чиамами. Анкгор-Тхом окружен рвом, ширина которого составляет 100 м., и стеной высотой около 8 м., которая образует квадрат со стороной около 3 км. В стене имеется пять ворот, над которыми возвышается башня высотой около 23 м., украшенная лицами бодхисатвы Авалокитешвары.

Ангкор Ват - лучше всего сохранился из всех храмов. Его расположение и масштаб захватывают дух, это, по всей вероятности, самый большой религиозный памятник из когда-либо построенных, он занимает площадь в 81 га. Пять башен, доминирующих над этим местом, как говорят, олицетворяют пять пиков горы Меру. Красивые барельефы и резьба украшают внутренние святилища, изображая различные эпизоды индийских эпосов, включая самый длинный непрерывный барельеф в мире, который проходит по внешним стенам галереи.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват является классическим памятником искусства кхмеров. В нем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа. Комплекс выстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широким каналом. Через эту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которой располагаются статуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен, символизирующих пять пиков горы Меру. В центральном, самом большом, храме находится главное святилище. Комплекс включает множество дополнительных построек: многочисленные внутренние дворики, лестницы, башенки, галереи и т.п. образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано столько же камня, сколько потребовалось для возведения египетской пирамиды. Храм украшен редкими по красоте, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом.

Существует легенда, что Ангкорват является воплощением индуистской модели Вселенной. Центром мироздания является гора Меру – обитель богов. Ее окружают воды Мирового океана. Границы океана - горные хребты и скалистые горы. Внутри горы скрыт фаллос Шивы (лингам) – символ животворящей силы.

Необычный эффект смогли создать средневековые строители: когда подходишь к храму, его центральная часть с 5 башнями – святилищами, кажется гораздо значительнее. И с какой бы стороны ни приблизился путник, в его поле зрения всегда будет лишь 3 башни из 5. Данная особенность храма заключена в том, что основание его не видно: оно приподнято на высоком цоколе из латерита и песчаника (850*1000 м), окруженном колоннадой.

В основе конструкции храма лежит трехуровневая конструкция с множеством лестниц и переходов. Центральная башня возвышается над третьим уровнем на 31 м (общая высота – 55 м).

Во времена существования империи Ангкор, паломники могли видеть лишь ту внутреннюю часть храма, где внутренние галереи украшены барельефами с мифологическими сценами из жизни древних кхмеров. Длина таких галерей достигает 600 м. Во времена империи Ангкор паломники могли созерцать лишь эту внутреннюю часть храма. На барельефах галерей второго уровня изображено около двух тысяч апсар, (небесные танцовщицы, красота которых символизирует страсть).

При отделке галерей Ангкорвата мастера использовали сюжеты индийских эпических поэм “Рамаяна” и “Махабхарата”, созданных в то же время, что “Одиссея”, и “Илиада”. Эти поэмы до сих пор популярны в юго-восточной Азии. Каждая из сцен рельефов выполнена с экспрессией, ярко выраженной в позе и жестах персонажей. Исполненные фигуры создают иллюзию, что все происходит рядом со зрителем, реально. От многочисленных прикосновений барельефы выглядят так, как будто они сделаны из полированного мрамора.

В южной части Ангкорвата при короле Ясовармане 1 создали водохранилище Восточный Барай, а в западной – Западный Барай для снабжения городских жителей водой в сухой сезон. В середине каждого водоема возвышается остров с маленьким храмом Мебон. На южном берегу Восточного Барея найдены остатки брахманского святилища Прасат-Ак-Иом, посвященному богу Гамбирешваре.

Пном Бакхенг - один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910 гг.). Храм представляет собой пятиярусное сооружение со множеством башенок и ступенями, ведущими вверх.

Слоновья терраса (высота 350 м.), с которой кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом. В самом центре обнесенной стеной территории находится Пименакас ("Небесный дворец") - бывшая резиденция кхмерских королей. В южной части Ангкора лежит огромный искусственный водоем, который носит название "Восточный Барей". Его размеры просто потрясающи - 7 км. в длину и 1,8 км. в ширину. Он был выкопан при короле Ясовармане I (889-910 гг.) для снабжения города водой в засушливый период. В середине находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм Мебон, а на южной стороне находится храм Та-Пром, который так и не был очищен от джунглей, и предстает в том же самом виде, в каком и увидели его исследователи в конце XIX века.

Другой величественный памятник - храм Байон с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды. Издалека Байон выглядит, как причудливое нагромождение огромных камней, однако по мере приближения к нему все отчетливее чувствуешь необыкновенную красоту этого сооружения. Байон представляет собой трехуровневое здание, с основанием 140 на 160 м. Центральная башня поднимается на высоту 45 м. над землей. Байон украшают еще 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары, причём так, что где бы вы ни находились, эти лица "смотрят" на вас.

Храм Пре Хан, как и большинство крупных храмов, окружен рвом и стеной. Размеры внешней стены - 700 на 800 м. Практически все храмы Ангкора представляют собой правильные прямоугольники строго ориентированные по направлениям север-юг и запад-восток.

Храм Бантей Срей расположен примерно в 25 км к северо-востоку от Сиемреапа. Это один из самых отдаленных храмов Ангкора. Бантей-Срей был построен в конце X века. Это индуистский храм, посвященный богу Шиве. Участок храма окружен стеной, за которой находится ров. Храм состоит из трех башен-прасатов. Стены башен украшены рельефами.

К востоку от Пре-Хана находится Преак Неак Пеан , построенный в конце XII века. Преак-Неак-Пеан представляет собой сложную композицию: вокруг большого квадратного бассейна находятся четыре значительно меньших бассейна, строго ориентированных по осям север-юг и запад-восток. В центре главного бассейна на искусственном острове находится небольшой храм.

Восточный Барей - это огромный искусственный водоем. Его размеры просто потрясают - 7 км x 1,8 км. Восточный Барей был выкопан при короле Ясовармане I (889-910) для снабжения города водой в засушливый период.

Западнай Барей - аналогичный водоем, размеры которого 8 км x 2,3 км, расположен и к западу от Ангкора.

Оба водоема питались водой реки Сиемриеп, протекающей через Ангкор. В середине каждого из этих водоемов находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм - Мебон (Mebon). В настоящее время водой заполнена лишь небольшая часть Западного Барея. Восточный Баррей абсолютно сухой.

Между Восточным Бареем и Ангкор-Томом расположен храм Та  Кео. Та Кео был построен при короле Явармане V (968-1001) и посвящен богу Шиве. Его центральная башня возвышается над землей более, чем на 50 м.

Города и регионы: 

Административно Камбоджа делится на 20 провинций (кхетов) и 4 муниципалитета (кронга), каждая из административных единиц управляется назначенным губернатором.

Пномпень – столица королевства Камбоджа. Когда-то это  был один из самых красивых городов во французской колониальной Азии, но в результате многочисленных войн многое было разрушено, и после  восстановления Пномпень превратился в крупный  мегаполис с современными постройками в урбанистическом стиле.

Расположенный в месте слияния двух рек – Меконга и Тонле Сап, город,  как гласит легенда,  стал столицей не случайно.  Было ниспослано предзнаменование свыше в виде нескольких статуэток Будды, принесенных Меконгом в ветвях дерева. Их нашла вдова по имени Пень, принесла к дому, насыпала небольшой земляной холм, как предписывал обычай, и водрузила на него спасенные статуэтки Будды.  Это место  стало священным и получило название холма вдовы Пень, что по-кхмерски звучало как Пномпень. Позже камбоджийский король, не выдержавший осады сиамцев, сдал Ангкор  и, покидая его, в пути увидел деревню Пномпень.  Услышав историю о божественном знаке, он решил основать здесь новую столицу.  Так и появился город Пномпень.

Пномпень оставался столицей недолго. В течение 300 лет столицей Камбоджи были разные города, и только в 1866 г.  Пномпень вновь был признан столицей. В период колонизации город был разделен французами на кварталы и районы, - это деление сохранилось и по сей день.

В Пномпене только главные бульвары имеют название. Остальные же улицы, находящиеся на пересечении этих бульваров, имеют только номера. Как правило, четная номерация  у улиц, проходящих с Востока на запад, и нечетная – с севера на юг.

Главные  достопримечательности Пномпеня, которые обязательно стоит увидеть, находясь здесь,  – это храм-гора Ват-Пром (которая когда-то и была тем самым холмом, на который старуха Пень водрузила статуэтки Будды), Королевский дворец и Серебряная пагода. Серебряная пагода – одно из немногих мест Камбоджи,  которое, несмотря на  расхищение  60% произведений искусства при режиме красных кхмеров, сохранило  блеск и богатство кхмерской цивилизации. Увлекающимся религией людям будет интересно посетить Ват Оуналом – камбоджийскую патриархию буддистов, стены которой  украшены сценами из жизни Будды и надписями на пали,  а позади главного здания в ступе хранится волос Будды.

Ват Пном, в честь которого названа столица Камбоджи, расположен на 27-метровом холме, в северной части Пномпеня. Ват был построен в 1372 году и не раз подвергался реконструкции и переделке: 1434, 1890, 1894, 1926 годах. Ват Пном очень уважаемое и самое любимое место в городе для жителей Пномпеня, считается, что на этом холме прощаются все обиды, это место для молитв и покаяния. Вокруг Ват Пнома обитает много обезьян, которых можно покормить.
Согласно легенде, первая пагода была установлена на этом месте в 1373 году женщиной по имени Пень для четырех статуй Будды, которых она нашла в Меконге.

Национальный музей искусств расположен к северу от дворцовых лужаек, на противоположной стороне 184-ой улицы. Здание Музея выполнено в кхмерском стиле, дизайном занимался в 1920 году французский архитектор. Наиболее ценными экспонатами музея являются древние скульптуры ангкорской эпохи и даже более ранние находки. Музей включает четыре внутренних двора, которые соединяются с садом. Основное внимание следует обратить на статуи Вишну, Джаявармана VII.

Королевский дворец, расположенный между 184-ой и 240-ой улицами, был построен в 1866 году французами. Вход находится недалеко от реки Тон Сап, со стороны бульвара Samdech Sothearos. Среди различных зданий за стенами дворца наиболее интересен и важен Тронный зал. Здание Тронного зала было построено в кхмерском стиле в 1917 году. Здесь проходили торжественные церемонии по особым случаям. Рядом с Залом возвышается Башня (59м).
На юге от Тронного зала находятся Королевская сокровищница и вилла Наполеона Третьего. Такая резиденция впервые была возведена в 1866 году, но не в Камбодже, а в Египте. В Египте она служила местом пребывания для французов, которые принимали участие в открытие Суэцкого канала. Позже Наполеон Третий подарил виллу в подарок камбоджийскому королю.

Серебряная Пагода была основана королем Нородомом в 1866 г. Здание пагоды очень оригинальной архитектуры сделано из дерева. В 1962 году постройка была расширена при короле Сиханоуке. Пагода названа серебряной, потому что пол пагоды вымощен 5 000 серебряными блоками, весящими более 6 тонн. При посещении пагоды следует снимать головные уборы, обувь.
Самой главной статуей храма является Изумрудный Будда, который сделан не из чистого изумруда конечно, а из кристалла. Статуя была сделана в 17 веке.
За статуей изумрудного Будды находится другая статуя - Статуя Золотого Будды, выполненная из 90 кг золота и украшенная 9584 брилиантами. Шестьсот метровые стены, окружающие Серебряную Пагоду изнутри расписаны фресками с изображением героев эпоса Рамаяны. На востоке пагоды расположен памятник королю Нородому, который в действительности является памятником Императору Наполеону Третьему. Голова оригинальной, первоначальной статуи была снесена, а на ее место поставили голову, изображающую Нородома.

Виза: 

Виза сроком на 1 мес оформляют в аэропорту – 20$.

Таможенные правила: Разрешен беспошлинный ввоз предметов и вещей домашнего обихода в пределах личной потребностей. Запрещен ввоз оружия, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, аудио- и видеозаписей, "наносящих ущерб государственному строю и духовным традициям страны". Запрещен вывоз предметов старины и древних произведений искусства, являющихся национальным достоянием, драгоценных металлов и камней в товарных количествах, диких животных. Разрешен ввоз и вывоз иностранной валюты до $10.000. Для вывоза суммы выше $10.000 требуется разрешение Национального банка Камбоджи. Вывоз национальной валюты запрещен.

Консульский отдел посольства Камбоджи в Москве
Адрес: Староконюшенский пер., 16;
Телефон: (495) 201-47-36.

Посольство РФ в Камбодже
Адрес: г. Пномпень, бульвар Сотхеарос, 213.
Посольство РФ - (855-23) 210-931.
Консульский отдел - (855-23) 217-694.
E-mail: russemba@forum.org.kh
Часы работы: понедельник, четверг 08.00 - 12.00 15.00 - 18.30
вторник, среда, пятница 08.00 - 12.00 15.00 - 18.00
Консульский отдел
Консул: Белозеров Александр Николаевич
Адрес:г. Пномпень, ул. Сотхеарос, 213
Тел. (855 23) 217694
E-mail: russcons@forum.org.kh
Часы работы: Понедельник Среда Четверг 8:00 - 12:00

Разница с Москвой во времени: 

Время +4 часа от московского (летом), +3 часа (зимой)

Деньги: 

Национальная валюта - Риель. В обращении находятся банкноты номиналом 100 000, 50 000, 20 000, 10 000, 5000, 2000, 1000, 500 и 100 риель. Монет в Камбодже нет. Американский доллар практически является второй валютой королевства. Долларами можно расплатиться где угодно и за что угодно, при этом цены пересчитываются по текущему официальному курсу, о котором прекрасно осведомлены все камбоджийцы, вплоть до крестьян, продающих на рынке продукты своего труда. Сдача часто дается в риелях. Отказываться от них не стоит - за мелкие приобретения удобнее расплачиваться риелями. В приграничных районах можно расплатиться также батами Таиланда, вьетнамскими донгами и лаосскими кипами.

Как хорошо покушать: 

Если хочется отведать блюд настоящей кхмерской кухни, не стоит идти в большие рестораны. Кхмерскую еду подают там, где ее едят местные жители, - в маленьких харчевнях. Их своеобразная обстановка не отпугнет любознательного человека. Ведь в заведениях, рассчитанных на туристов, блюда, оставаясь доброкачественными, таинственным образом теряют вкус. Всему виной благое намерение слегка адаптировать национальную кухню для европейцев, которые, с точки зрения кхмеров, привыкли есть пресную и безвкусную пищу. На рынках и базарах можно найти ряды харчевен разного размера и ценового уровня, посмотреть и попробовать те или иные блюда, и увидеть как их готовят.

Основное блюдо завтрака в кхмерской кухне – рисовая лапша (куйео), приготовленная на мясном бульоне, с одним или несколькими видами мяса и большим количеством зелени. Как вариант часто подается аналогичным образом приготовленная ячменная лапша (микиу), вместе с которой в бульоне плавают маленькие пельмени. Говорят, эти блюда пришли из китайской кухни в X-XI вв., когда в Ангкорской армии служили китайские наемники.

К этим блюдам подают половинку лайма, соевый и рыбный соусы, острый соус. Воспитанные люди едят эти блюда одновременно ложкой, которую держат в левой руке, и палочками.

Значительно проще есть рис с отварными куриным или любым другим мясом. К нему обязательно подают острый соук и квашеные овощи: как правило, редьку с имбирем. Меню завтрака могут дополнять пирожки (ном пау) со сложной сладкой мясной начинкой, приготовленные на пару.

За обедом едят супы (сомло), главное блюдо кхмерской кухни. Их существует великое множество. В Камбодже есть обеденные супы (едят во время обеда) и вечерние, соответственно во время ужина.

В европейской традиции принято называть суп по тому продукту, из которого готовится бульон (куриный, говяжий и т.д.) Кхмеры иначе расставляют акценты в названиях. так, суп из молодых побегов бамбука (сомло тропеанг) или суп из стеблей нимфеи (сомло пролык) может быть с говядиной, свининой, куриным мясом или рыбой, что дополнительно указывается в названии, например, суп из бамбука со свининой. Именно названия растительных компонентов, придающих мясному или рыбному бульону неповторимый вкус, дают имена кхмерским супам.

Выделяется особая категория – кислые сумы (сомло мчу), они пользуются наибольшей популярностью. Обязательный компонент сомло мчу, собственно, и придающий им кисловатый вкус – специальным образом приготовленный тамаринд. В кислых супах, как правило, много разнообразных овощей, зелени и специй.

Кроме супов за обедом едят и другие блюда, например (бай ча) – кхмерский аналог плова, обычно приготовленный с креветками, мелко нарезанными овощами и мясом.

В обеденное время на улицах, даже в деревнях, а также на базарах появляются многочитсленные продавцы сладостей. Это не просто конфеты или сдоба, а сладкие десертные блюда (бонгаэм). большинство из них напоминает крахмалистые каши, кисели и желе, приготовленные на основе рисового крахмала. В качестве наполнителей используются семена лотоса, кунжут, засахаренные плоды и травы, кокосовая мякоть.

Вечерний суп – это не просто еда, а процесс. Его готовят прямо на столе – в центр ставят газовую плитку. Главный компонент – сырое мясо, но по объему его не много, основное место занимают овощи, зелень, грибы (близкие родственники вешенок), тофу и рисовая лапша. Процесс приготовления выглядит примерно так: в предварительно приготовленный крепкий мясной бульон порциями опускают грибы, затем овощи и кусочки тофу. Потом бульон с грибами и овощами раскладывают по тарелкам, а кусочки мяса, предварительно залитые яйцом, берут палочками и погружают на короткое время в кипящий бульон. Теперь можно приступать к еде. Лапшу едят с последней порцией супа. В отличие от обеденных супов названия вечерних определяются видом мяса. Самый распространенный (сомло сачь ко) готовят на говяжьем бульоне.

Прахок также характерен для кхмерской кухни, как щи из кислой капусты для русской. Его готовят из мелкой рыбы, которую давят с солью и специами, а затем квасят. Это не засолка, а именно квашение – процесс молочнокислого брожения. Получаемый продукт – пастообразная масса серого цвета кому-то может напомнить сыр или творог. В далеком прошлом прахок был также важен для кхмеров, как и рис. Это источник легко усваиваемого белка, у него выраженный вкус, и он очень долго не портится. В связи с этим есть исторический анекдот. Когда камбоджа стала экспортировать прахок в Европу, на упаковках в графе «срок хранения» написали: «чем больше – тем лучше». Сейчас прахок несколько утратил свою значимость, но остается характерным именно для кхмерской кухни блюдом. Существует несколько его сортов, отличающихся по месту и способу приготовления и , разумеется, по цене. Более всего ценятся сорта озера Тонле Сап. Человеку непривычному с прахоком стоит быть осторожным. Причина тому – запах, который обусловлен наличием вещества акрилонитрил. Поклонники сильно пахнущих плесневых французских сыров могут рискнуть

Что необходимо знать: 
  • Не носите шорты (при посещении государственных учреждений и ре­лигиозных объектов). Лучше купите саронг — доступно, дешево, удобно и необычно. 
  • Оставляйте шляпу при входе, не носите с собой.
  • Перед входом в действующий храм снимайте обувь. 
  • Почтительно относитесь к монахам, особенно в храмах. 
  • Пожертвование   небольшой   суммы денег или приобретение в храме све­чи, цветка лотоса свидетельствует об уважении.
  • Также при посещении страны стоит помнить, что:
  • Нельзя показывать свой гнев.  Это означает потерю лица и ставит всех в неудобное положение. 
  • Нельзя гладить детей или взрослых по голове. 
  • Ноги,   не  столь почитаемая часть тела, как голова, из-за прикоснове­ ния с землей, поэтому не кладите ноги на стол. Нельзя класть ногу на ногу в присутствии монахов. 
  • Не показывайте ни на кого пальцем.
  • Если вы голосуете, махая всей рукой или подняв большой палец вверх, то это может быть расценено, как сек­суальный интерес.
  • При вручении вещей другим людям не используйте обе руки, только пра­вую руку.
Сувениры: 

Сегодня, как и несколько веков назад, кхмеры производят изделия из изящно вырезанного серебра, дерева и камня. Многие из изделий стилизованы под старину (обращайте на это внимание при покупке антиквариата). Очень развито производство глиняной посуды.

Подпишитесь на новости

Получайте свежие новости о турах, программах, путешествиях и расписании поездок!

Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

Go to top