Самая ранняя образная иллюстрация в мире

Долгопяты и  «рогатая» свинья бабирусса – это то, что сразу приходит на ум, когда речь идет об индонезийском острове Сулавеси. Но мало кто знает, что древним жителям этого острова вообще-то повезло с ресурсами не меньше, чем жителям Малой Азии, Средиземноморья, Леванта и Южной Европы. Дело в том, что на Сулавеси жили (и живут до сих пор) мелкие, относительно безопасные и доступные объекты палеолитической охоты – карликовый буйвол, сулавесская, или целебесская бородавчатая свинья (единственный вид свиней, который был впоследствии одомашнен, помимо дикого кабана), яванская дикая свинья, а также местные разновидности нашего кабана. 


Sus scrofa – дикий кабан (фото с сайта www.babai.ru)

 


 
Sus celebensis – эндемичная целебесская бородавчатая свинья (рисунок с сайта Университета Waikato, Новая Зеландия,  www.nzdl.org)

И вот недавно группа австралийских и индонезийских ученых обнаружила в карстовой пещере Леанг Булу Сипонг 4 в юго-западной части острова древние наскальные рисунки, изображающие териантропов (фантастических существ, сочетающих признаки людей и животных), охотящихся как раз на этих самых местных свиней и аноа. Уран-ториевый изотопный анализ, как выразились авторы, «минеральных натеков», показал, что возраст изображений составляет как минимум 43,9 тысяч лет. Это делает их древнейшими из известных на сегодняшний день образцов искусства Homo sapiens. Результаты этого исследования были изложены в Nature 11 декабря 2019 года (Maxime Aubert, Rustan Lebe, Adhi Agus Oktaviana и др), и тут же компилированы в Элементах (от 16 декабря 2019 г.).

 

Изображение свиньи (рисунок из статьи Earliest hunting scene in prehistoric art // Nature, volume 576, pages442–445(2019)). Обращаем внимание на габитус, более близкий дикому кабану, нежели целебесской свинье. 

Здесь сделаем небольшое уточнение. Речь шла, очевидно, все же не о датировке самого «минерального вещества», то есть карбонатов и бикарбонатов натеков, покрывших со временем пигмент наскального рисунка (т.н. «аллохтонных кутан»), а органического вещества гуминовой природы, содержащегося в них в виде примесей. И тут уже возникают вопросы, прежде всего,  почему же ученые не удовлетворились привычным методом радиоуглеродного датирования? Во первых, этот метод имеет ограничения. Как считается, он «работает» только в пределах первых десятков тысяч лет; впрочем, совсем недавно  предел его возможностей был отодвинут до 54 тыс. лет (Hai Cheng, R. Lawrence Edwards и др., Science, 14.12.2018). Вторая причина – наличие разновозрастных карбонатных примесей, на которые надо делать поправки при датировании. Именно поэтому для уточнения датировок таких древних образцов, как в сулавесских пещерах, применяется уран-ториевый метод. Этот метод радиохронологии пока единственный, позволяющий оценить количественный возраст органогенных отложений за временными пределами 14С дат (Максимов, Кузнецов и др., 2012). 

Изображение аноа (рисунок из статьи Earliest hunting scene in prehistoric art // Nature, volume 576, pages442–445(2019)).

Но если рисунки, датировками которых занимались авторы исследования, постепенно «заплывали» слоями карбоната кальция, содержащего в себе органическое вещество с остаточным ураном-238 и конечным продуктом его распада – торием-230, то возникает вопрос, а учитывали ли авторы тот факт, что за десятки тысяч лет в карбонатные нашлепки могла попасть чужая органика, в том числе и более древнего возраста? и что уран мог вымыться из этих слоев и конечный результат, таким образом, мог опять же оказаться старше, чем был на самом деле? И вот тут-то мы видим, что в Nature не публикуют малоразумительные или сомнительные исследования. Меня лично порадовало, что да, действительно, они озаботились вопросом загрязнения органикой. Они соотнесли 230Tr с сопутствующим 232Tr из образцов (поскольку отделить новообразованный 230Tr от привнесенного 230Tr невозможно) для того, чтобы понять, насколько существенно влияет  чужая органика (называли ее "детрит") на возраст их образцов. Выяснилось, что 230Tr значимо больше, следовательно, привносом можно принебречь. Кроме того, они проверяли, не случилось ли выщелачивания U вместе с карбонатами (и старения образцов) - это делалось путем повторов и сравнения возраста проб, а также избегания пористых образцов. Таким образом, благодаря красивому дизайну исследования, мы можем быть уверены в потрясающей древности этих рисунков.
И вот тут-то выясняется, что древнейший европейский териантроп - человеколев из пещеры Штадель (Германия) - имеет возраст около 40 тысяч лет, а древнейшая сцена охоты из пещеры Ласко (Франция) - не старше 21 тысячи лет. Но древность наскальной живописи в Юго-Восточной Азии просто поражает: эти изображения оказываются старше самых древних европейских. Как указывает Д. Земледельцев в своем обзоре в Элементах за 15.11.2018,  рисунок бантенга в пещере на острове Калимантан, созданный не менее 40 тысяч лет назад, оказался старше всех надежно датированных произведений анималистов европейского палеолита. Таким образом, датировка сулавесской Леанг Булу Сипонг 4 лишь подтвержает рекордную древность индонезийской настенной живописи. И это не единичная находка: на сегодняшний день здесь найдено не менее 242 пещер и гротов с наскальными рисунками, причем каждый год обнаруживаются новые.

Изображение териантропа (рисунок из статьи Earliest hunting scene in prehistoric art // Nature, volume 576, pages442–445(2019)).

Что значит это открытие для современного человека? Представьте себе, что около 44 тысяч лет назад на Сулавеси уже жили люди, способные не только изложить в рисунке задачу, но еще и придумать способ ее решения, в данном случае - новых фантастических участников, своеобразных помощников в непростом деле выживания. Такая способность, возникшая у поздних сапиенсов по всему миру, была не только свидетельством, но возможно, и необходимым условием становления абстрактного мышления, к которому мы теперь уже привыкли, но которое, очевидно, только начало появляться в позднем палеолите. Такое «новое мышление» свидетельствовало о  раскрепощении ума, расширении горизонтов и способствовало развитию новых палеолитических технологий, что позволило потом выжить в самую холодную эпоху плейстоцена и в дальнейшем перейти к производительному труду. 
Отдохнуть от такого труда вы сможете в путешествии на загадочный остров Сулавеси и лучший в мире коралловый архипелаг Раджа Ампат.

Автор – Дмитрий Черняховский.

Рисунки и ссылки из статьи Maxime Aubert, Rustan Lebe, Adhi Agus Oktaviana, Muhammad Tang, Basran Burhan, Hamrullah, Andi Jusdi, Abdullah, Budianto Hakim, Jian-xin Zhao, I. Made Geria, Priyatno Hadi Sulistyarto, Ratno Sardi & Adam Brumm. Earliest hunting scene in prehistoric art // Nature, volume 576, pages442–445(2019).

 

Go to top