Неделя Кубы. Часть 2. Моготы.

С Виньялеса, поселка в 30 км севернее райцентра Пинар Дель Рио, начинается любой туризм на Кубе (если не брать в расчет тех, кто под Кубой понимает только Варадеро). Это намазанное медом место притягивает толпы туристов, отчего кажется, что все окружающее – это смело поставленные декорации. Так оно, конечно, и есть, но не все догадываются, к какому спектаклю, наивно ища смысл в лучших во всем мире сигарах местного производства и в смеси «Ча-ча-ча» с «Команданте Чегевара». А смысл заключается исключительно в геологии, остальное – только коммерческая шелуха. Если этого не знать, то можно и разочароваться. Так вот, первое, что вы увидите, подъезжая к Виньялесу – это огромные холмы странной формы, плоские, с вертикальными стенками, как будто их в очередной раз неумело нарисовал местный художник-примитивист, щедро ляпнув зелени на ярко-синий фон. Горы эти, называемые моготами, состоят из известняка, созданного бесчисленными морскими организмами в юрское время, порядка 150 млн лет назад, когда Африка с Антарктидой еще только начали отделяться от Южной Америки.  

 

Произошедшее затем поднятие суши спровоцировало не только карстовые процессы – растворение известняка дождевыми водами, содержащими углекислоту воздуха, но и морскую абразию берегов. Вертикальные стенки могот хранят на себе следы Сциллы и Харибды древних морей - прибоя, который подтачивал известняк сотни тысяч лет, выедая длинные ниши, обрушивая и снова выгрызая камень. 

Такие же береговые абразионные ниши мы наблюдаем и на крайнем западе Кубы, на полуострове с ужасным названием Гуанаакабибес, а также в виде яркой травертиновой террасы со своеобразным «балконом» - на противоположном конце Кубы, на крайнем Северо-Востоке острова, в окрестностях г. Баракоа. Но нигде, кроме как в долинах Виньялеса,  нет таких отчетливых карстовых форм, составляющих отдельные гигантские блоки известняка, пронизанного насквозь системой малоисследованных до сих пор пещер. Наконец, именно здесь выращивается лучший, как считается, сигарный табак в мире. Почему?

Наверное, дело в почве. Местные красные почвы рождены красной глиной также морского происхождения (так называемая «формация вильяроха») но возраст этой глины не в пример моложе окружающих могот – всего несколько сотен тысяч лет. Думаю, дело обстоит следующим образом. Известно, что сама долина неоднократно испытывала наступление и уход моря, но вот вряд ли кто из геологов обратил внимание на то, что каждый раз, и при трансгрессии, и при регрессии, долина должна была  дважды пройти длительную мангровую стадию неглубоких солоноватых болот. Почвы мангров, как известно, очень богаты биогенным железом, а при последующем окислении это железо дает особую структуру, которую, очевидно, так возлюбил местный табачок. Те, кто был в Таиланде, в районе островов Пи-Пи и нацпарка Пхангна недалеко от города Краби, должны помнить эти известковые вертикальные скалы, окруженные мангровой растительностью: 

Именно такой ландшафт представлял собой Виньялес в те времена, когда здесь еще не было не только ни одного гринго в шортах и с фотокамерой, но и ни одного местного индейца, зато в изобилии водились ленивцы, ныне представленные  на Кубе только лодырями и тунеядцами, уклоняющимися от строительства социализма.

 "Куба либре" - ежегодная программа  экологического туризма Тайного Меридиана на Кубе в первой половине апреля.

Автор - Дмитрий Черняховский

Go to top
Тайный меридиан
+7 (903) 723-45-13 info@exotravel.ru