Тропические бутылки. Часть 2. Колебасы и котеки

Давайте заглянем во времена, когда люди еще не умели делать бутылки из стекла. Понятно, использовали сосуды из обожженной глины. Кстати, керамика возникла в неолите, между 7000 и 4000 гг. до нашей эры, когда человек перешел к преимущественно оседлому образу жизни, занялся посевом зерновых и разведением скота. Изобретение керамики произвело настоящую революцию в жизни человека, обеспечивая ему доступ к герметическим емкостям, пригодным для хранения воды, избавив тем самым людей от необходимости постоянно находиться рядом с водными источниками.

Как же обходился человек до появления керамики? Оказывается, использовались емкости из тыквы, в которых, однако, не было возможности готовить пищу на костре. Итак, единственным претендентом на герметичную посуду в те времена были тыквы горлянки.

Лагена́рия обыкнове́нная, или Горля́нка, или Калабас (Lagenária sicerária) — однолетняя ползучая лиана семейства тыквенные. Горлянка издревле культивировалась ради плодов, которые использовались для различных целей.

Лагена́рия обыкнове́нная (Lagenária sicerária)

Лагена́рия обыкнове́нная (Lagenária sicerária)

Род лагенария (Lagenaria) включает в себя, по меньшей мере, 7 видов однолетних травянистых лиан, распространённых в тропических областях планеты. Форма плодов горлянки многообразна: вытянутые, круглые, грушевидные, бутылковидные, булавовидные, часто искривленные, различных размеров (до 1 м).
При созревании плода съедобная мякоть постепенно высыхает, а оболочка, состоящая из деревянистых элементов и содержащая каменистые клетки, становится прочной и водонепроницаемой.

Благодаря этим свойствам зрелый плод издревле и по сей день используется населением Африки, Южной и Средней Азии, Латинской Америки и тихоокеанских островов для изготовления курительных трубок, посуды, музыкальных инструментов и игрушек.

Из маленьких тыкв делают ложки, черпаки и сосуды для питья, большие служат в качестве сосудов для масла и воды, их используют как миски, тарелки, кувшины, шляпы, поплавки и для множества других целей. Тыквы служат резонаторами для музыкальных инструментов, например для лютни или индийского ситара, для подобной ксилофону африканской маримбы или для бабабанов и трещеток.

У южноамериканских индейцев сосуды из тыквы-горлянки назывались калебас (или калабас, калебаса, мате). Из них пили горячий настой листьев падуба парагвайского, более известного, как мате (йерба мате). Калебас традиционно украшали выжженным или нарезным узором. Пился мате обычно при помощи специальной металлической бомбильи или тростинки (из тростника или бамбука).

Калебас и бомбилья

Калебас и бомбилья

В разных странах этот сосуд назывался по-разному. Индейцы гуарани называли используемый для заваривания мате сосуд Каальгуа (Kaalgua), как составное слово от Kaa — трава, Ль — вода, и Гуа — ёмкость, то есть ёмкость для настоя.

Для изготовления калебаса специально выращенные тыквы сортируют по размеру: из тыквы большего размера делают симарроны для совместного питья горького мате в мужской компании, из меньших делают традиционные сосуды с узким горлышком для индивидуального питья или вдвоём. Будущий сосуд должен быть подвергнут специальной обработке и сушке для удаления остатков мякоти и масла, которые придали бы напитку нестерпимо горький вкус. На фабриках при массовом производстве тыквы подвергают обжигу. Далее калабас украшают узорами, либо выжигая их, либо вырезая или выцарапывая. Горловину сосуда чаще всего обивают серебром или альпакóй. Большим спросом пользуются калебасы, зашитые в грубую кожу. Прошитые защипы кожаной рубашки образуют что-то вроде ножек, которые придают сосуду устойчивость. В другом случае, если донышко самого сосуда не плоское, к нему можно подобрать подставку, для изготовления которой используются серебро, альпакá или железо.

Калебас после каждого использования следует прочистить и хорошо высушить. При нормальном использовании, то есть, ежедневном, многоразовом, никакого ухода за калебасом из тыквы не требуется, портиться он начинает, когда его по несколько дней подряд оставляют с мокрой травой. Время от времени проводится процесс обжига с помощью специального приспособления с металлическим цилиндриком на конце. Цилиндрик сильно нагревают на огне и прижигают им стенки сосуда с внутренней стороны, куда иногда засыпают немного сахара.

Калебасы - традиционные сувениры из Южной Америки

Калебасы — традиционные сувениры из Южной Америки

После долгого хранения, а также перед первым использованием тыквенный мате необходимо «оживить». Для этого он засыпается на 1⁄2-3⁄4 травой мате, заливается горячей водой и настаивается около суток (или с коньяком — двое суток). Нельзя оставлять калабас с травой и водой на большее время — трава с водой могут заплесневеть, после чего сосуд придется выбросить. Затем настой выливается. Калебас снова готов к употреблению. Эта процедура делается для того, чтобы поры тыквы, из которой сделан сосуд, закрылись и пропитались солями, содержащимися в траве мате. При хранении рекомендуется засыпать несколько граммов сухой травы в мате.

А что же другие народы? В Киргизии, Таджикистане, Узбекистане сосуды из тыквы по-прежнему в ходу. Конечно, это не единственная посуда в доме, есть и фарфоровая, и керамическая, и металлическая. А есть и тыквенная. И кое в чем тыквенная посуда превосходит любую другую. Например, кумыс в ней не портится. Киргизы в горных кишлаках Самаркандской области выращивают специальный сорт тыквы-бутылки для закваски, хранения и перевозки кумыса. Потому что кумыс, в какую посуду ни налей, хоть в самую чистую, эмалированную, быстро теряет свой вкус и лечебные качества. А в тыквенной бутыли его можно несколько дней везти, и ничего с ним не случится.

Традиционный сосуд для кумыса из тыквы

Традиционный сосуд для кумыса из тыквы

Как делают сосуды для кумыса? Когда плети тыквы становятся достаточно длинными, их направляют на забор или на специальную загородочку. Плети растут буйно, цепляясь за что попало, и вьюном ползут вверх. Так и надо, чтоб ползли вверх, потому что завязь плода тыквы с момента появления должна висеть, чтобы дно будущей посуды ни с чем не соприкасалось. И так тыква растет и в длину вытягивается, и от этого появляется у нее горлышко.

Тыквы собирают осенью после первого заморозка. К этому времени кожура становится твердой. Горлышко на конце срезают, насыпают в тыкву дробленые камешки и долго взбалтывают. Высыпают и снова раз десять так делают. Грани у камешков острые, они срезают тонкие высохшие пленки внутри тыквы. Внутренность тыквы становится чистой. Почти. Теперь надо довести до полной чистоты. В тыкву насыпают горячую золу и опять взбалтывают. Горячая зола начисто выжигает все лишнее на стенках тыквы и как бы шлифует их изнутри.

Но и тут тыквиным «мукам» не конец. Ее промывают кипящим арчовым наваром. (Арча — это можжевельник.) Потом тыкву сушат. После сушки коптят на арчовом дыму. И после всего этого в тыкву наливают растительное масло. Она постепенно впитывает масло и становится красной и блестящей. Вот теперь посуда для кумыса готова.

Пожалуй, самое оригинальное использование плодов горлянки придумали папуасы Новой Гвинеи. Каждому мужчине из одежды необходим лишь чехол для пениса, или котека (koteka), или холим (holim). Правда, иногда на роль футляра для пениса у папуасов претендуют также кувшинки непентесов.

Как же оригинальная одежка крепится на теле? К основанию котеки прикреплена небольшая петля из растительного волокна, которую надевают вокруг мошонки. Вторая петля надевается вокруг груди или живота и прикреплена к основной части котеки.

Существует большое разнообразие котек, различающихся по форме и длине. Мальчики и мужчины могут носить прямые и короткие котеки, длина которых варьируется от 10 до 20 см (их, как правило, носят во время какой-то энергичной работы или же во время боя). Существуют и более длинные, прямые котеки, длина которых достигает 60 и более сантиметров (то есть могут быть выше плеча), а также средние по длине изогнутые котеки.

Круглые котеки

Круглые котеки

По котекам, как правило, можно определить принадлежность человека к тому или иному племени. Например, представители племени яли (Yali) носят длинные, тонкие котеки, в то время как представители племени тиом (Tiom) носят двойные котеки, в пространстве между которыми переносят небольшие предметы, например деньги или табак. Мальчики начинают носить котеки, как правило, с 4-5 лет и носят непрерывно на протяжении всей жизни, снимая их только во время мочеиспускания и полового контакта.

Тонкие котеки

Тонкие котеки

Котеки, украшенные перьями, бисером, ракушками, надевают во время традиционных церемоний. Наиболее искусно сделанные котеки продают в качестве сувениров туристам, они далеко не всегда похожи на те, что используются на церемониях.

Многие племена можно различить по способу, которым они носят котеки: направленными прямо вбок, прямо вверх или под определённым углом. Диаметр котеки также служит отличительным признаком. Вопреки распространённому мнению, практически не существует связи между размером котеки и социальным статусом её владельца. Котеки разных размеров служат для разных целей: очень короткие надевают когда собираются выполнять какую-то работу, а более длинные и искусно сделанные — по случаю праздника.

Загнутые котеки

Загнутые котеки

В 1971-1972 годах правительство Индонезии проводило так называемую «Operasi Koteka» (операцию «котека»), которая предусматривала попытки убедить людей носить шорты и рубашки, потому что такая одежда более «современна» (специально для закупки одежды для папуасов правительство ежегодно выделяло около 100 млн индонезийских рупий). Но поскольку у людей не было ни сменных комплектов одежды, ни мыла, чтобы стирать, нестираная одежда стала вызывать кожные заболевания. Существуют также отчёты, в которых говорится о том, что некоторые мужчины носили шорты в качестве головного убора, а женщины использовали платья в качестве мешков для переноски груза.

Длинные котеки

Длинные котеки

Кроме того, программа включала в себя строительство дорог, рыбных прудов, внедрение новых сельскохозяйственных культур (прежде всего риса). Таким образом, её основной целью было повышения уровня жизни коренных жителей провинции. Тем не менее правительственная программа не нашла поддержки среди местных папуасов. В конце концов, она была отменена. Тем не менее, ношение западной одежды считается обязательным в правительственных зданиях и в школах. Однако для посещения церкви котека считается вполне подходящим одеянием.

То, что котеку носят без какой-либо другой одежды, говорит о том, что это не разновидность мужского нижнего белья, а скорее боевая защита паха. Новую жизнь этот элемент защитного костюма получил в Средние века. Металлический гульфик стал неотъемлемым элементом рыцарского костюма. Он не только прикрывал «перед» воина от случайных ранений, но и был своеобразным символом мужественности.

В котеках привлекает разнообразие

В котеках привлекает разнообразие

Обычно туристы, путешествуя в горных районах Папуа, задают тривиальный вопрос: «Зачем папуасы носят котеки»?, — подразумевая, видимо, скрытый смысл ношения котеки. А никакого символического значения у котеки нет. Они лишь используются для прикрытия гениталий мужчины. Однако среди отдельных племён папуасов им находится и другое применение. Например, представители народности эипо (Eipo), когда очень разозлены или боятся чего-то, хватаются руками за котеки. Иногда они даже ослабляют верёвку, за счёт которой котека держится на теле, и, подпрыгивая, размахивают котекой, очевидно провоцируя врага.

Обычно предполагается, что в ношении котеки имеется элемент демонстрации сексуальной силы, однако сами аборигены утверждают, что носят их только чтобы прикрывать детородный орган.

И все же, носить тыкву на пенисе лишь для прикрытия оного, кажется нам абсурдным. Мы частенько привозим котеки из Папуа в качестве экзотических сувениров друзьям, и подметили, что мужчины весьма избирательны по отношению к подаренным котекам. Каждому хочется иметь котеку массивней или длинее.

Татьяна Захарова

Источники:
Новак Б., Шульц Б. Тропические плоды. Биология, применение, выращивание и сбор урожая. // Пер. с нем. М.: БММ АО, 2002.
Википедия
Т. Батыркулов как выращивают посуду // Вокруг света №7 (2550), июль 1971.

Go to top